Солёным водам нашей планеты в международном календаре посвящены два
дня. Это Всемирный день океанов (8 июня) и Всемирный день моря. В этом
году он отмечается в России 27 сентября.
Маринологи и
океанологи со всего света празднуют свои успехи в защите и освоении
едва ли не самых главных богатств Земли. Участвуют в этом и российские
специалисты, поскольку в России огромная территория исследования — в
Тихом и Северном Ледовитом океане, в Балтийском и Чёрном морях. К
примеру, сегодня под пристальным вниманием находится уникальная
популяция тихоокеанских китов, некоторое время считавшаяся практически
утерянной для человечества; почти полностью уничтожены в российских
водах осетровые. Причин гибели животных очень много — это и
браконьерство, и невнимательность грузовых судов к обитателям морей, и,
конечно, экологическая ситуация. По данным АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское
экономическое сотрудничество), в мировой океан поступает 6,4 млн тонн
отходов ежегодно. Почти 80% этих отходов составляет пластик, от
проглатывания которого каждый год гибнет около миллиона птиц. Другая
опасность — утечка нефтепродуктов. Алексей Книжников, руководитель
программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России,
считает, что разливы нефти намного опаснее у нас в Арктике, нежели в
Мексиканским заливе, где нет таких проблем, как холод и лёд: «Около 40%
опрошенных людей поддерживают наше предложение прекратить нефтяное
освоение Арктики».
Другая проблема — это нанесение ущерба морскому миру грузовыми судами и
ледоколами. Иногда караваны кораблей топят тысячи молодых тюленей,
поэтому их популяция тоже находится под активной защитой. Генеральный
директор инженерно-технологического центра, занимающегося спутниковыми
коммуникациями, Владимир Гершензон считает, что спасти тюленей в щенный
период (март-апрель) могут геоинформационные системы (ГИС), которые уже
неоднократно помогали безопасно для животных проводить суда по
судоходным трассам Кандалакшской губы.
Спутниковая съёмка и геоинформационные технологии бурно развиваются
последние десятилетия, Земля постоянно «картируется» со спутников.
Многие из них очень хорошо работают в ночное время, что просто
необходимо для России в условиях арктической ночи. Есть спутники,
занимающиеся изучением льдов, другие могут предупредить возможные
цунами на Камчатке. Кроме того, спутники фиксируют несанкционированные
выбросы отходов с морских судов и во время бурения нефтяных скважин.
Они также используются для работ по ледовой проводке грузовых судов — в
Финском заливе и в Арктике (к примеру, для морской перевозки никелевых
руд в Китай). Это самая дешёвая в мире транспортировка грузов. Но
проблема в том, что гидрометеорологические станции на Дальнем Востоке
практически отсутствуют, а с помощью спутниковой навигации время
прохождения маршрута среди льдов сокращается вдвое. Тем не менее, для
моржей на Чукотке это как раз очень плохо — во время проводки судов им
крайне трудно и далеко добираться со льдов на берег. Поэтому
ГИС-инженерам необходима совместная работа с экологами.
Международная кооперация в морских вопросах слаба — в первую очередь,
из соображений военной безопасности. Все международные отношения по
вопросам морей и океанов сводятся к общественной деятельности,
экологическим программам по спасению китов и помощи перелётным птицам.
Совсем недавно, после 40 лет переговоров, наконец состоялся
российско-норвежский раздел Баренцева моря.
История исследования океанов и морей в России насчитывает около 150
лет. Сегодня российские экологи и учёные считают мировой океан
территорией диалога всего человечества, поскольку он занимает не только
самую большую площадь планеты, но и объём. Неоткрытых видов живых
существ в океане исследователи насчитывают около двух миллионов (если
считать с вирусами). Существует специальный международный протокол по
регионам, экологически особо опасным, — например, Балтийское и Охотское
моря (по рыбным ресурсам). С каждым годом моря и океаны интенсивнее
используются как рекреационные и туристические зоны. Постоянный
контроль над солёными водами планеты требуется уже хотя бы потому, что
моря и океаны могут нанести колоссальный вред человечеству в виде
цунами, затоплений, штормов и тайфунов, которые образуются над ними.