Морские моллюски конусы обладают удивительным навыком: эти неторопливые донные жители умеют охотиться на небольших рыб. Для этого у них есть довольно сложное приспособление — гарпун, способный поражать добычу сильнодействующим ядом. Ученые смогли восстановить эволюционную историю приспособления моллюсков конусов к охоте на рыб. Это — редкий пример реконструкции молекулярных изменений, которые привели к возникновению новых видов с необычной специализацией.
Американские специалисты измерили температуру мышечной ткани солнечной рыбы, обитательницы холодных глубин. Как выяснилось, температура мышц и головного отдела поддерживается на относительно постоянном уровне и в среднем на 3–4°C выше, чем у окружающей воды. То есть у этих рыб выработались необычные анатомические особенности, помогающие им не терять тепло и сохранять высокую метаболическую активность мышечных тканей и сердца даже в холодных водах.
Большинство видов рыб плавают за счет движений хвостового плавника, и этот механизм оптимально отрегулирован: соотношения параметров колебания хвоста для всех рыб одинаковы. Но у многих видов рыб и беспозвоночных способ передвижения другой — за счет волнообразного колебания длинных плавниковых лент. Американские ученые исследовали этот тип локомоции и выяснили, что максимальная скорость передвижения достигается при одном и том же отношении амплитуды ундулирующей волны к ее длине.
Японские ученые, используя современное оборудование, выявили интересные подробности жизни луны-рыбы. Эта рыба обычно попадается человеку, когда она пассивно дрейфует у поверхности океана. Но оказалось, что в дневное время луна-рыба регулярно ныряет на глубину до 200 м, где охотится на сцифомедуз и сифонофор. После посещения холодных глубин она отогревается в приповерхностных водах.
Некоторые рыбки, обитающие на глубине более 10 м, имеют видоспецифичные флуоресцентные маркеры, светящиеся красным цветом. Свет красного спектра туда почти не проникает, поэтому такие пятна хорошо заметны. Но не было известно, могут ли сами рыбы воспринимать этот цвет, — ведь обычно обитающие на глубине животные плохо различают редкий здесь красный цвет. В ходе экспериментов выяснилось, что могут, причем даже лучше некоторых других цветов.